|
Патриарх Никон
Часть 4
В Андреевском мужском монастыре на Воробьевых горах усердиями Никона
открывается первая школа. Он пригласил в нее греческих ученых, а также монахов
Киевской Православной Академии. Патриарх собрал там богатейшую по тем временам
библиотеку - более тысячи томов, в том числе сочинения Плутарха, Демосфена,
Геродота, Аристотеля, Гомера, Софокла.
К заслугам Никона следует отнести в первую очередь исправление богослужебных
книг.
Необходимость книжной «справы» созрела задолго до Никона. Так, первые попытки
сличить древнеславянский текст Нового Завета с греческим списком предпринял еще
митрополит Алексий (1304-1378). Кроме того, в русских богослужебных книгах
веками накапливались огрехи, допущенные малограмотными или не слишком прилежными
переписчиками.
К середине 16-го столетия разночтения достигли такой степени, что
Иван Грозный назвал книги «растленными». После нескольких неудач в 1620 году наконец-то
безостановочно заработал Государев Печатный двор. Тогда и возникла
целая корпорация справщиков, «кои достохвально и подлинно извычни книжному
учению и грамматику и риторию умеют». Особенно продуктивной Правильная палата
сделалась при Патриархе Никоне, который стал единовластным распорядителем на
Печатном дворе.
Исправления, внесенные Никоном в богослужебные списки, имели не только
обрядовый, но и лингвистический характер. Справа, не скованная суеверной
боязнью, способствовала развитию самого языка. «Растленные» тексты лишь в малой
мере отражали общее «нестроение», которое переживала церковь после Смутного
времени. В храмах пели сразу по нескольку молитв, чтобы побыстрее исполнить все,
что предписывал Устав, и прихожанам в этой многоголосице было трудно что-либо
разобрать. Крестились и двумя, и тремя перстами.
Процветали грубые суеверия,
возрождались языческие обычаи - например, молиться «свояси богам», то есть
приносить из дома собственные иконы, а потом забирать их обратно.
Никон появляется на исторической арене в тот момент, когда общество снизу
доверху пронизано необходимостью церковной реформы. Во дворце еще колебались, а
он первым решительно двинулся к преобразованиям. Его заботы устремлялись прежде
всего к «благолепию» Русской Церкви. И хотя введенные Никоном изменения в
богослужебный обряд были не так уж велики, этого было достаточно, чтобы
раздались вопли, что он «старину рухает».
Святейший Патриарх дотронулся до
основы, до главного нерва общественного бытия. |